Энциклопедическая справка: радио (от лат. radio — ‘излучаю’) — вид беспроводной связи, основанный на переносе информации свободно распространяемыми в пространстве (эфире) радиоволнами. Предприятие СМИ, использующее эфир для вещания, — радиостанция.
Причин, побуждающих заняться радиовещанием, много. Это может быть персональное стремление во всеуслышание заявить о своих музыкальных вкусах, политических взглядах и жизненных принципах или корпоративная потребность в дополнительном источнике массовой информации. Предлагаем узнать больше о том, как открыть свое радио, вернее, радиостанцию.
Шаг за шагом к покорению эфира
Шаг первый: выбираем стратегию
По мнению экспертов рынка, стратегий всего две. Выбор зависит от имеющихся в распоряжении средств, сил и амбиций.
Вариант первый, амбициозный. Вы хотите все делать самостоятельно, следить за каждым этапом становления радиостанции, контролировать формат вещания и быть полноправным хозяином? В этом случае все этапы — от регистрации СМИ до закупки и наладки оборудования — надо брать под свой контроль. Для этого нужны немалые знания и энтузиазм.
Вариант второй, упрощенный. Вы хотите иметь собственную радиостанцию и получать выгоду от ее работы (прибыль или рекламную эффективность)? Эта стратегия предполагает наём профессионалов и оплату их услуг.
Шаг второй: формируем юридическую базу
Российское законодательство допускает регистрацию СМИ индивидуальными предпринимателями, однако законодательной базы, которая регулирует деятельность учредителей с такой формой собственности, пока нет, поэтому специалисты считают регистрацию ООО более надежным вариантом. В уставе компании необходимо прописать соответствующие виды деятельности:
— телерадиовещание, трансляция дополнительной информации;
— создание теле-, радио — и дополнительных программ;
— политическая и коммерческая реклама;
— деятельность в области связи и радиовещания.
Устав должен также содержать пункт о возможности эксплуатации и приобретении в собственность телерадиовещательных средств, оборудования, студийных помещений, комплексов и линий связи.
На следующем этапе следует зарегистрировать средство массовой информации. дать радиостанции имя. Подбирая название, старайтесь, чтобы оно было благозвучным и гармонично выглядело в графическом виде.
В пакет документов для регистрации СМИ входят:
— заявление учредителей, в котором помимо прочего указана тематика вещания (образовательная, публицистическая, развлекательная, музыкальная, детская, рекламная, если процент рекламы составит более 20% объема вещания, и др.);
— документ об оплате госпошлины (размер зависит от ареала вещания);
— учредительные документы юридического лица;
— подтверждение права на товарный знак, если таковое есть.
Официальный срок рассмотрения заявления — 30 дней.
Далее необходимо получить частоту и лицензию на ее использование. Для этого сначала необходимо подать соответствующий пакет документов в ФГУП «Главный радиочастотный центр» и получить заключение экспертизы, с которым можно обращаться в лицензирующие органы (Росохранкультура, Россвязьнадзор). Кроме того, необходимо получить разрешение на использование радиочастоты в Россвязи и разрешение на эксплуатацию объекта связи.
Шаг третий: формируем материальную базу
Для нормального функционирования радиостанции необходимы как минимум две соответственно оборудованные студии: записывающая и эфирная. Во сколько это обойдется? Определенного ответа на вопрос, сколько стоит открыть свое радио, нет. Чем более развита конкуренция в регионе, тем больше придется вложиться в технику. В любом случае не лишне помнить, что экономия на качестве может привести к финансовой нестабильности в будущем.
Кроме того, вам понадобятся мачта, фидер, антенна и радиопередатчик. Их можно приобрести, но лучше арендовать у связистов. Для качественной связи радиопередатчику надо создать условия — обеспечить тепло, чистоту и надзор специалистов.
Где взять деньги?
Крупные компании, как правило, финансируют открытие радиостанций из корпоративных средств. Частным предпринимателям нужен внушительный стартовый капитал, который можно взять в кредит либо сформировать из средств инвесторов. Возможны два пути привлечения инвестиций: в бизнес-проект, зарабатывающий на рекламе, или в медиаресурс, оказывающий информационную поддержку инвестору.
Подводим итоги
Открытие собственной радиостанции — процесс долгий, хлопотный и дорогой. В ряде случаев выгоднее обращаться к специалистам. В силу значительных первоначальных вложений, определить, выгодно ли радио, вы сможете только спустя значительное время.
как сделать бесплатно свое онлайн радио